http://dumps-with-pin-shop.pin-cvv.su Общие закономерности процесса восприятия. Восприятие, понятие, виды. Основные закономерности восприятия учебного материала. Классификация явлений восприятия

Общие закономерности процесса восприятия. Восприятие, понятие, виды. Основные закономерности восприятия учебного материала. Классификация явлений восприятия

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Оно связанно с опознанием, пониманием и осмыслением объектов и отнесение их к определенной категории. Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный). Образ восприятие не просто сумма ощущений, хотя они входят в его состав. Это осмысленный и опосредованный процесс. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание звуков при восприятии речи). Результатом этой воспринимающей деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е отнесение их к той или иной категории.

Виды Восприятий: 1.по модальности: зрительные, слуховые, осязательные; 2.выделяется в зависимости от специфики объекта отражения: восприятие величины и формы объекта, восприятие речи и восприятие человеком человека; 3. в зависимости от целеполагания: непроизвольное и произвольное (произвольность имеется в виду цель и волевая регуляция, чтобы удержать цель. Для нас: Итоги: Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный); Память - представлени, т е появляется обобщенность за счет выделения наиболее существенных признаков; Мышление-умозаключения, понятия, суждения (чувственных элементов в понятиях крайне мало, а в абстрактных понятиях их вообще нет, п-р: как представить понятие психика).

Закономерности Восприятия: 1. осмысленность, кот заключается в том, что чел-к понимает, воспринимает, она тесно связанна с мышлением и также с использованием прошлого опыта; 2. предметность Восприятия проявляется в отнесении образов В к определенным предметам или явлениям и кроме того чел-к воспринимает предметы, которые имеют определенное значение; 3. структурность – В не явл просто суммой ощущений. Чел-к воспринимает обобщенную из этих ощущений структуру; 4. константность – постоянство В формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях. Благодаря этому свойству Восприятия, человек живет в мире постоянных вещей (аконстантность – смотришь вниз с самолета и очертание земли изменено).

Свойства Восприятия: 1. апперцепция – воздействие прошлого опыта на процесс восприятия (колесо или самбреро); 2. избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; 3.целостность – в процессе В всегда возникает целостный образ объекта и в создаваемом психическом образе отражаются устойчивые связи между компонентами (если мы видим какие-то части, то всегда достраиваем целостный образ). Для нас: Выделяют сложные виды Восприятия – пространства и времени и движения. Восприятие пространства состоит из Восприятия величины, формы, объема, удаленности и их движения. Восприятие удаленности и объемности объектов осуществляется за счет бинокулярного зрения (двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только величины на сетчатке глаза, но и от явления аккомодации (изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предмета, то что близко – хрусталик становится выпуклым, дальше - более плоским). При восприятии объектов удаленных более 6 м, важную роль играет расположение зрительных осей, а также сравнение величины удаленного объекта с величиной знакомого объекта. Восприятие величины и формы предмета происходит за счет зрительных, осязательных и двигательных ощущений. При Восприятии рельефа играет значение воздушные (плотность воздуха) и линейные (линии, уходящие в даль – рельсы) перспективы – иллюзии. Восприятие движения: осуществляется за счет движения глаз и головы, и кроме того пространственное перемещение предметов воспринимается от их удаленности и скорости движения. Человек не воспринимает очень медленные движения и судит о них по косвенным признакам – стрелки на часах: секундную – хорошо видим, минутную – тоже можем видеть, а часовую – нет. На восприятие движения, также оказывает влияние: скорость движения и удаленность предмета (чем дальше предмет, тем скорость его движения кажется меньше – самолет в небе). Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явления, так длительность небольших промежутков времени, как правило, увеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп ведет к преувеличению времени, медленный к преуменьшению времени (если промежуток времени насыщен интересными событиями, то оно летит быстрее). Восприятие времени связанно с определенными циклическими явлениями: времени суток, времена года (зима длится долго).


Иллюзии Восприятия: 1. светлое кажется больше темного – это объясняется оптическими свойствами нашего глаза и относятся к физиологическим; 2. солнце и луна у горизонта кажутся в 2,5 – 3 раза больше, чем в зените – психологическая иллюзия; 3. целостность восприятия, три незаконченные линии и даже три точки – воспринимаются, как треугольник.

Понятие восприятия. Более сложной формой психического отражения но сравнению с ощущениями являются восприятия, которые формируют в сознании человека целостный образ какого-либо объекта, явления и т.п., когда отдельные ощущения как бы сливаются и весь перцептивный процесс развивается от отражения отдельных признаков предмета, переходя затем к его отражению в целом.

Таким образом, восприятие - это психический процесс целостного отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.

В судопроизводстве знание закономерностей процесса восприятия помогает лучше понимать механизм формирования показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых и т.д., оценивать достоверность их показаний в качестве доказательств по делу (ст. 88 УПК, ст. 67 ГПК).

Виды и свойства восприятий. В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора различают виды восприятий: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические. Исходя из организации процесса восприятия, выделяют произвольное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие.

Основными свойствами и закономерностями восприятия являются:

а) предметность, целостность, структурность восприятия. В повседневной жизни человека окружают разнообразные явления, предметы, наделенные различными свойствами. Воспринимая их, мы изучаем их в целом. Такое восприятие оказывает регулирующее воздействие на познавательную деятельность человека, развитие его перцептивных способностей.

Наглядно проявление данной закономерности перцептивной деятельности можно проследить при рассматривании рис. 6.1. Пятна, не связанные контуром, тем не менее создают образ собаки (рис. 6.1, а), причем мы отличаем пятна на теле собаки от сходных пятен фона. И даже в тех случаях, когда пятно вообще не является изображением конкретного предмета, наше сознание стремится найти в нем сходство с каким-то определенным объектом, наделить его некоторой предметностью. Например, это имеет место при рассматривании совершенно бесформенных пятен из теста Роршаха (рис. 6.1, б), напоминающих то летучую мышь, то какую-то бабочку и т.д.

Рис. 6.1.

В отличие от ощущений в результате такого осмысленного восприятия формируется целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого явления, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей, потерпевших и др. нужно выяснять не только то, что они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных особенностях воспринятого ими объекта, явления. В противном случае показания свидетеля (потерпевшего), "основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности", следует относить к недопустимым доказательствам (п. 2 ч 2. ст. 75 УПК);

  • б) активность восприятия. Обычно процесс отбора, синтеза признаков предмета носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Проникая в изучаемое явление, мы по-разному группируем его свойства, выделяем необходимые связи, что придает преднамеренный, активный характер восприятию. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение зрачков глаз, руки при осязании, перемещение тела в пространстве относительно изучаемого предмета. При восприятии знакомых предметов перцептивный процесс может быть в той или иной мере свернут;
  • в) осмысленность восприятия. Это одно из его важнейших свойств, в котором проявляется "синтез перцептивных и мыслительных компонентов". Поскольку восприятие тесно связано с мышлением, оно практически всегда осмысленно (Л. С. Выготский), поэтому перцептивная деятельность нередко приближается к "наглядному мышлению" (А. Р. Лурия). Мы не только воспринимаем, но и одновременно с этим изучаем предмет познания, стремимся к его пониманию, пытаемся найти объяснение его сущности, отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Осмысленный характер воспринимаемых образов можно проиллюстрировать графическими рисунками, на которых обычно изображаются так называемые неоднозначные (двойственные) фигуры, создающие своеобразный эффект "стереографической двусмысленности", вызывающие у нас впечатление объема, благодаря чему двухмерное плоскостное изображение превращается в объемный трехмерный объект. Например, в зависимости от того, как осмысливается фигура (рис. 6.2), как она воспринимается нами, мы по своему желанию можем видеть попеременно то лестницу, спускающуюся слева направо вниз, то уступчатый карниз, поднимающийся вверх справа налево. И хотя в том и другом случае проекция изображения на сетчатке глаза остается неизменной, мы видим попеременно два совершенно разных объемных объекта, имеющих чисто внешнее контурное сходство.

Рис. 6.2.

Рисунок демонстрирует нам своего рода зрительную инверсию, когда мы попеременно видим то лестницу слева, то уступчатый карниз справа

Хорошо прослеживается активная роль нашего мышления при рассматривании изображения фигуры на рис. 6.3, известной как куб Неккера (по имени ученого, описавшего свойства этой фигуры). Небольшим волевым усилием можно осмысленно "переворачивать" этот куб в пространстве, попеременно меняя положение его ближней и дальней от нас вертикальной плоскости.

Благодаря активной роли нашего мышления, диктующего нам, что "нужно" видеть, мы начинаем избирательно реагировать именно на те визуальные стимулы, на основе которых и создается определенный, "нужный" нам предметный образ, отличающийся от других перцептивных образов. Иными словами, осмысленный, избирательный перцептивный процесс приводит нас к тому, что образ восприятия в результате активной интеллектуальной, смысловой переработки переходит в образ сознания (в том числе, как нередко случается, и в ошибочный образ). Под воздействием этого образа мы и оказываемся в дальнейшем, к сожалению, и тогда, когда под влиянием заблуждения совершаем досадные промахи и ошибки в познавательной деятельности (в том числе и в сфере гражданско-правовых отношений, например при совершении сделок - п. 1 ст. 178 ГК).

Рис. 6.3.

Чередующая визуальная ориентация куба (а) в пространстве такова, что она допускает одновременно как бы два варианта его положения и в), что на самом деле нереально, хотя субъективно происходит именно так в зависимости от того, в каком положении мы хотим видеть эту фигуру. Не так ли происходит и в жизни, когда мы смотрим на какой-то предмет, наблюдаем какое-то явление с разных точек зрения?

Активная роль мышления в процессах восприятия дала основание английскому психологу Р. Л. Грегори (1923), образно назвать наш зрительный анализатор "разумным глазом", подчеркнув неразрывную связь зрительного восприятия с мышлением, обратив внимание на регуляцию перцептивной деятельности мыслительными процессами. "Восприятие, - писал он, - своего рода мышление. И в восприятии, как и в любом виде мышления, достаточно своих неоднозначностей, парадоксов, искажений и неопределенностей. Они водят за нос даже самый разумный глаз, поскольку именно они являются причинами ошибок (и сигналами ошибок) как в наиболее конкретном, так и в наиболее абстрактном мышлении". Благодаря такому механизму восприятия человек, нередко даже не осознавая того, видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Этим свойством восприятия можно в ряде случаев объяснить многие ошибки в свидетельских показаниях, изъяны поисковой деятельности следователя во время осмотра места происшествия и т.д.

Существенной стороной осмысленности перцептивной деятельности является вербализация воспринимаемого, поскольку "процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь". Вербализация увиденного обостряет наше восприятие, помогает выделить существенные признаки, их отношения. Пожалуй, пет лучшего способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, используя различные способы. При этом велико значение не только монологической внутренней или устной, но и письменной речи. Вот почему требование законодателя о протоколировании следственных действий (ст. 166 УПК) имеют под собой не только криминалистическую, но и психологическую основу;

  • г) организация поля восприятия. Данная закономерность восприятия играет существенную роль в познавательной деятельности: благодаря ей отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта. Так, например, тенденция к мысленной организации зрительного ноля положена в основу разработанной в криминалистике методики использования идентификационного комплекта рисунков для получения собирательных рисованных портретов разыскиваемых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица;
  • д) апперцепция. Это свойство проявляется в особой зависимости восприятия от содержания нашего опыта, знаний, интересов. В течение жизни мы постоянно подвергаемся воздействию различных стимулов (раздражителей). Постепенно у нас накапливается определенный перцептивный опыт взаимодействия с ними, а также предметный, интеллектуальный опыт определения (узнавания) количественных и качественных характеристик различных раздражителей, своего рода банк перцептивных гипотез, позволяющий нам быстро реагировать на всевозможные стимулы, своевременно выбирая из этого, условно говоря, банка ту из гипотез, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула. С обогащением перцептивного опыта процесс определения характера раздражителя и выработки реакции на него с последующим принятием решения приобретает все более свернутый характер.

Простейшим наглядным примером смены перцептивных гипотез в процессе восприятия является чередование зрительных образов, когда мы рассматриваем двойственные фигуры - графические рисунки с так называемой пиктографической двусмысленностью (рис. 6.4). В первом слу

Рис. 6.4.

час это известный рисунок В. Е. Хилла "Моя жена и теща", на котором попеременно видятся то пожилая, то молодая женщина. На втором рисунке мы видим то лицо индейца, то фигуру мальчика-эскимоса в зимней одежде.

Перцептивные гипотезы могут приобретать чувственную форму, и тогда мы видим не столько объект, сколько саму перцептивную гипотезу в виде того или иного образа-представления. Не этим ли психологическим феноменом объясняются те очевидные ошибки, когда следователь, например, "видит" на месте происшествия не убийство, а самоубийство, хотя фактически материальная обстановка противоречит такому "видению"? Или когда свидетель, заблуждаясь, утверждает то, что не могло быть на самом деле;

е) константность восприятия. Данное свойство восприятия состоит в способности перцептивной системы отражать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета и т.д., независимо от условий, в которых это происходит. Например, под каким бы ракурсом мы ни смотрели на тарелку, независимо от ее проекции на сетчатку глаза в виде круга или сбоку в виде эллипса, она все равно воспринимается круглой. Белый лист бумаги и при ярком свете, и в условиях пониженной освещенности воспринимается белым. Однако константность сохраняется лишь до определенных пределов: при резком изменении освещения, воздействии на воспринимаемый предмет контрастного по цвету фона константность может нарушаться, и это, в свою очередь, может приводить к отдельным ошибкам в свидетельских показаниях.

Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние психической напряженности. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, но и условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета;

ж) иллюзии. Искажение воспринятых предметов одна из наиболее интересных проблем, с которой может сталкиваться следователь во время проведения следственных действий, в процессе оценки показаний лиц, свидетельствующих о каких-то событиях, и т.п. Поскольку значительное количество информации участники уголовного судопроизводства получают с помощью зрительного анализатора, наибольшую актуальность приобретают оптические, или зрительные, иллюзии.

Причины подобных иллюзий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным предпосылкам их появления относятся отсутствие контрастности между предметом и фоном, эффект иррадиации, приводящий к тому, что светлые предметы выглядят более крупными по сравнению с такими же по размеру темными предметами, и т.д. К причинам субъективного характера, способствующим появлению иллюзий, следует отнести адаптацию, утомление рецепторного аппарата и др.

Особенности восприятия различных объектов. С точки зрения наиболее значимых для судопроизводства объектов восприятия рассмотрим особенности восприятия предметов, пространства, времени, скорости движения и т.д.

1. Восприятие предметов. Ведущую роль в восприятии материальных объектов играют зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы. Наиболее информативными признаками предметов являются их форма, величина, а также взаимное расположение в пространстве, зафиксированные с помощью зрительного восприятия.

Известно, что восприятие предметов, лиц происходит двояким образом. Простые, хорошо знакомые объекты воспринимаются обычно сразу. Так бывает, например, при узнавании свидетелем различных предметов, которые он хорошо запомнил (симультанное узнавание). В других, более сложных случаях процесс восприятия предмета носит развернутый, более осмысленный характер (сукцессивное узнавание)1.

При восприятии сложных, многомерных объектов меняется направление взгляда с выделением наиболее важных "узлов" и деталей. Таким образом, полнота зрительного восприятия во многом обеспечивается движением, перемещением относительно друг друга воспринимаемого объекта и зрительного рецептора. Поэтому, чтобы расширить возможности зрительного восприятия, следует изменять не только положение зрачка, но и сам предмет относительно глаза, преодолевая иной раз те отрицательные эмоции, которые возникают при контактном осмотре не очень приятных с эстетической точки зрения объектов криминального характера.

2. Восприятие пространства. Это более сложный вид перцептивной деятельности. Восприятие пространства включает в себя как отражение формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в котором они расположены относительно друг друга. По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела о ДТП, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет исключительно важное значение.

Существенно облегчают восприятие пространства дополнительные зрительные сигналы, т.е. система пространственных координат, с помощью которой пространство как бы расчленяется на составные элементы, после чего они оцениваются в отдельности. Когда свидетель затрудняется определить в целом пространственное поле, можно воспользоваться этой системой, предложив ему последовательно определить расстояние до отдельных точек, а уж потом, суммировав данные, попытаться определить искомую величину.

Большое значение для восприятия пространства (что особенно важно учитывать при оценке свидетельских показаний) имеют: положение субъекта относительно воспринимаемого объекта, условия восприятия, воздействие посторонних раздражителей. Например, расположение свидетеля в плоскости оси движущегося транспорта по сравнению с положением свидетеля перпендикулярно направлению движения транспортного средства при прочих равных условиях может привести к большей степени искажения пространственного восприятия движущегося объекта и его скорости.

3. Восприятие времени. Это отражение в сознании человека последовательности, длительности, скоротечности явлений действительности, наконец, ориентирование на человека в самом времени. На восприятие последовательности событий во времени влияют такие факторы, как перцептивная установка субъекта, выражающаяся в его готовности к восприятию событий; объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов; упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.

Например, экспериментальным путем установлено: если на нас одновременно воздействуют два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно так же раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий но сравнению с другим, "неинтересным" стимулом. Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в свидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдаленных от времени допроса.

Значительное влияние на восприятие продолжительности какого-либо события также может оказать степень занятости субъекта в данный временной интервал. Время, заполненное активной деятельностью, кажется протекающим намного быстрее, по сравнению со временем, не заполненным интересными делами, проведенным в ожидании неприятных событий, занятым малоинтересными, однообразными действиями. Особую роль в оценке времени играет мотивация: время, насыщенное деятельностью, направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей, воспринимается более коротким.

Изменяется восприятие продолжительности времени и в зависимости от возраста. Это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей свыше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка, поэтому при допросе свидетелей мы можем столкнуться с расхождениями в этой части их показаний.

Как показывает следственная практика, нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмоциональной, психической напряженности, что также оказывает искажающее влияние на оценку продолжительности события.

Иногда при расследовании преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, возникает необходимость оценить интервалы между услышанными выстрелами. Предлагая свидетелям дать временную оценку интервалов, следователи нередко сталкиваются с существенными искажениями в оценках их длительности. Дело в том, что короткие интервалы, не превышающие 0,5 с, практически не воспринимаются. При интервалах в 0,5-1 с границы выстрелов и интервал образуют единство. И лишь при интервале свыше 1 с преобладающим является восприятие интервала.

Наряду с этими эмпирически установленными данными известно, что короткие интервалы переоцениваются, а длинные - недооцениваются. Интервал кажется более коротким, если первый выстрел был более громким, и наоборот, он кажется более длинным, если второй выстрел слышался сильнее первого. Это явление связано с тем, что при одинаковой длительности громкий звук кажется более продолжительным. Интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более продолжительными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками1. Чтобы помочь свидетелю с наибольшей точностью определить интервалы между выстрелами, следует не только попросить его дать количественную оценку, но и предложить отстукиванием воспроизвести интервалы между выстрелами с одновременным хронометрированием его действий. Практика показывает, что оценка интервалов свидетелем в первом и во втором случаях будет существенно различаться.

4. Восприятие движения. Движение воспринимается нами на основе непосредственного восприятия и восприятия, опосредствованного умозаключением, когда скорость движения при определенных перцептивных способностях человека восприниматься им не может, а о ее параметрах можно судить по результатам движения объекта. В последнем случае воспринимается, по существу, не сама скорость, а результат движения, и по нему уже дается субъективная оценка скорости. С этим явлением нередко приходится иметь дело при расследовании ДТП. В подобных случаях свидетели, добросовестно заблуждаясь, иногда судят о скорости автомобиля по результатам аварии и той динамичной обстановке, в которой она произошла. Трупы, кровь, деформированный транспорт, визг тормозов, сильные удары могут значительно исказить восприятие скорости, полностью подчинить ее оценку ошибочным умозаключениям. Поэтому, выясняя скорость движения, следует поинтересоваться: на основании чего свидетель пришел к тому или иному выводу; каков его личный опыт восприятия движущихся объектов?

Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия иногда обусловливают необходимость проведения судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетеля, потерпевшего для последующей более точной оценки их показаний. В некоторых случаях это является обязательным, например, когда с учетом психического или физического состояния потерпевшего возникают сомнения относительно его "способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела" (п. 4 ст. 196 УПК).

5. Восприятие юридически значимых обстоя тельств. Восприятие сложных, многоплановых событий, различных явлений криминального характера, обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (события преступления, виновности лица в сто совершении, формы вины, личности обвиняемого, его мотивационной сферы и т.д. - ст. 73, 421 УПК), предполагает не только восприятие внешней стороны исследуемых объектов, но и смысловое восприятие "внутреннего содержания событий (т.е. понимание их объективного значения)"2. В этой многоплановости восприятия проявляются его регистрирующий и оценочный компоненты. Как пишет И. А. Кудрявцев, "внешней, фактической стороной воспринимаемых событий является восприятие их на уровне чувственного отражения"; внутреннюю же, содержательную сторону составляет "понимание объективного (культурного, социального) значения происходящего события, оценивание его как такового в момент происшествия, т.е. способность понимать сущность события во всей его целостности"3. Поэтому качество перцептивной деятельности человека зависит не только от собственно самих анализаторов, порога их чувствительности и т.п., но и от возраста, образования, жизненного, профессионального опыта, социальных установок, ценностных ориентации субъекта, его индивидуально-психологических особенностей, уровня психического, интеллектуального развития и, конечно же, психофизиологического, эмоционального состояния во время восприятия. На эти закономерности перцептивной деятельности, связь восприятия с пониманием происходящего явления, уровнем интеллектуального развития человека, с субъективным характером переработки им воспринимаемой информации обращают внимание и другие ученые, специалисты в области юридической психологии2.

Аналогичные закономерности восприятия юридически значимых событий отмечаются и в гражданском судопроизводстве в ходе оценки поведения сторон при совершении различного рода сделок, особенно в случаях, когда мы имеем дело с заблуждением одного из участников сделки (ст. 178 ГК). В подобных ситуациях "в сознании человека происходит сопоставление воспринимаемого образа, условий, составных элементов заключаемой сделки с идеальным образом этой сделки, который ранее был сформирован в сознании одного из ее участников", и здесь малейшая ошибка в ходе осмысленного восприятия из-за невнимательности не только по отношению к внешней стороне сделки, но и к ее внутреннему содержательному смыслу может приводить к формированию ошибочных представлений и в конечном итоге к заблуждениям как к проявлению своего рода "порока воли"3. Поэтому индивидуальные различия людей, вступающих в правовые отношения, особенности их перцептивной деятельности в тех случаях, когда это действительно имеет значение и в уголовном, и в гражданском судопроизводстве, обусловливают необходимость проведения судебно-психологических исследований перцептивных способностей их участников.

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, какие существуют закономерности восприятия (перцепции)? Жду вашего экспертного мнения.

В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в фундаменте. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ВОСПРИЯТИЕ.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ОБЩЕСТВО – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. ВОСПРИЯТИЕ – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Какие же существуют основные закономерности восприятия? Для начала давайте отметим, что восприятие — целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (то есть чувственный). Образ восприятие не просто сумма ощущений, хотя они входят в его состав. Это осмысленный и опосредованный процесс.

Стоит также заметить, что восприятие можно рассмотреть на основе следующих закономерностей:

  1. Осмысленность, которое заключается в первую очередь в том, что человек понимает, воспринимает, она тесно связанна с мышлением, а также с использованием прошлого опыта;
  2. Наглядная предметность. Восприятия проявляется в отнесении образов к определенным предметам или явлениям и кроме того человек воспринимает предметы, которые имеют значимое значение;
  3. Структурность. Человек воспринимает обобщенную из этих ощущений структуру;
  4. Константность, а именно постоянство формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях.

Можно дополнить, что восприятие предмета зависит не только величины на сетчатке глаза, но и от явления аккомодации (изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предмета, то что близко – хрусталик становится выпуклым, дальше — более плоским). Полагаю, что Вы усвоили, какие существуют закономерности восприятия в психологии. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.
Желаем удачи и успехов в работе, учебе!

  1. осмысленность и обобщенность . Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове;
  2. целостность . В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Отдельные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование;
  3. структурность . Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта;
  4. избирательная направленность . Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов;
  5. апперцепция - зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок . В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны;
  6. константность - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.

Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.

Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.

В следственной практике очень важно правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др.

В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляемое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это содействует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по росту, цвету , одежды и т.д.).

Предъявление для опознания из трех человек содействует нивелированию общих признаков и направляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей.

При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных и субъективных условий.

К объективным условиям относятся физические условия первоначального восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и т.п.).

К субъективным факторам опознания относится психическое состояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т.д.), а также психические свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к соотнесениям, группировке признаков). При опознании лица следует учитывать различную вероятность узнавания отдельных элементов лица.

При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит от второй сигнальной системы (слова).

Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы некоторые сведения о восприятии речи человека.

С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющихся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные - менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных слов.

Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Если бы познание мира заканчивалось ощущением, человек отражала бы не предметы, события и явления, а какофонию звуков, запахов, мелькание света и т. п, как это бывает при некоторых серьезных психических заболеваниях. Однако в повседневности, хоть на органы чувств действуют отдельные физические и химические раздражители, в нас возникают образы целостных предметов, которые нельзя составить из суммы ощущений. Мы воспринимаем не отдельные цвета, звуки, запахи, а вещи, имеющие определенные свойства. Кроме того, раздражители, действующие на органы чувств, постоянно меняют свои пространственно-временные, качественные и количественные характеристики, но мы воспринимаем вещи такими, какими они есть, несмотря на изменение условий их наблюдения. Так, в зависимости от различной освещенности предметов изменяется спектральный состав света, действующего на сетчатку, но цвет предмета не меняется.

Восприятие, основываясь на ощущениях, не исчерпывается ими. Оно имеет такие специфические свойства, которые обусловливают отражение предметов в совокупности их объективных характеристик, а не так, как о них сигнализируют отдельные органы чувств. Такими свойствами восприятия считаются предметность, целостность, структурность, константність и осознанность. Благодаря этим свойствам восприятия из потока ощущений, идущих извне, выделяет те или иные предметы, отделяет их из среды, раскрывает их значение и функции.

Предметность восприятия заключается в том, что различные по качеству ощущения, получаемые от предмета, сочетаются и относятся к этому предмету как к отдельной вещи, имеющей определенное назначение. Предметное восприятие обусловливает совсем иное, чем в ощущениях, отражение действительности. Известно, например, что поведение многих животных инициируется отдельными ощущениями от предметов. Ночные насекомые летят на любой свет и часто погибают. Чайка насиживает всякий предмет, чтобы он был определенной формы или размера. Органы чувств животных сигнализируют лишь о некоторых признаках предметов, ключевые для организации поведения, все остальное в мозг не передастся. На таком уровне развития психики предметный образ не формируется, действительность дифференцируется по качеству ощущений, вещи раскладываются на цвета, звуки, вкусы и тому подобное. При предметном отражении действительности различные по качествам ощущения сочетаются и объект воспроизводится в богатстве его свойств. Поведение направляется и регулируется вещами, имеющими определенный цвет, вкус,

Рис. 14. в

звучание, и эффективность такой регуляции значительно выше.

Другими существенными чертами восприятия является его целостность и структурность. Ощущения от предмета могут отличаться своими характеристиками, свойствами предметов могут отражаться более или менее точно, последовательно или одновременно, но несмотря на это предмет воспринимается как единое целое. Суть в том, что восприятие представляет собой не просто конгломерат ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств, т. е. структура предмета. Даже если меняются отдельные ощущения от предмета, но сохраняются отношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Например, та же мелодия на разных музыкальных инструментах или в разных регистрах воспринимается одинаково. Некоторые элементы могут вообще выпасть, но интегральная структура образа сохраняется. Так, воспроизведение минимального количества элементов человеческого лица вполне достаточно для его целостного восприятия (рис. 14).

Восприятие целого влияет на восприятие отдельных его частей и свойств и в то же время само по себе предопределяется ими. Это подтверждает, например, восприятия двойственных изображений (рис. 15) в Зависимости от того, что воспринимается - два профиля или ваза (а), старая или молодая женщина (б), - определенным образом толкуются одни и те же раздражители.

С предметностью и целостностью восприятия тесно связана такая его важная черта, как константність. Она проявляется в том, что в образе восприятия предметы и явления

Рис. 15. в

отражаются такими, какими они есть, несмотря на изменение условий их наблюдения. Константність будто устраняет условия восприятия объекта, сохраняя его объективные характеристики. Так, хорошо известно, что изображение предмета на сетчатке увеличивается, если расстояние до него уменьшается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения изображения объекта на сетчатке меняется, воспринят его размер остается практически неизменным-он соответствует размеру воспринимаемого объекта. Посмотрите на свои ладони, одна из которых находится на расстоянии вытянутой руки, а вторая - вдвое ближе. Ладони кажутся одного размера, хотя изображение того, что находится дальше, составляет лишь половину изображения близкого.

Константной остается воспринята форма знакомого предмета. Например, круглыми воспринимаются тарелки на столе, хотя угол зрения, под которым мы на них смотрим, а следовательно, форма изображения на сетчатке, могут очень существенно меняться.

в Общем константність прослеживается в каждой группе характеристик образа - качественных, количественных и пространственно-временных.

Значение константности восприятия ряда вон выходящее. Благодаря ей человек воспринимает вещи такими, какими они являются объективно, что позволяет познавать действительность и преобразовывать ее. Если бы чувственные образы не были константными, при каждом движении, каждом изменении расстояния или освещения изменялись бы все основные признаки предметов и явлений, и человек потерял бы возможность ориентироваться в действительности.

Основа константности восприятия - многократная появление одних и тех же объектов при разных обстоятельствах наблюдения и выделения их устойчивых, неизменных черт. Это подтверждается, например, опытами с очками, которые переворачивают изображение относительно сетчатки. Человек в таких очках очень быстро начинает видеть окружающий мир без искажений, поскольку зрительная информация корректируется сигналами от двигательного, вестибулярного, тактильного и других анализаторов.

Осознанность человеческого восприятия проявляется в том, что оно имеет обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет обозначается словом-понятием и относится к определенному классу. На этом основании в предмете отыскиваются признаки, присущие всем предметам этого класса. Осознанность восприятия демонстрирует его тесную связь с мышлением, пониманием сущности предмета. В зависимости от объема знаний и развития мышления меняется осознанность восприятия Так, тот же предмет может быть воспринят как простой стакан или как хрустальный бокал.

Образ восприятия содержит набор свойств, обеспечивающих при определенных условиях его адекватности объекту. Такими условиями является способность субъекта-наблюдателя к восприятию, которая проявляется в сформированности специфических механизмов восприятия; характеристика самого объекта восприятия: его гармоничность, упорядоченность, состав элементов; удобные пространственно-временные условия восприятия. Если взаимодействие этих факторов не является оптимальной, образ теряет те или иные свои свойства, а вместе с ними и адекватность объекту.

Во многих исследованиях выделены стадии становления образа восприятия, которые характеризуют растущую полноту отражения свойств предмета при а) улучшении условий восприятия, б) увеличении опыта восприятия наблюдателя, в) изменении параметров воспринимаемого предмета. Знание этих стадий необходимо для конструирования индикаторов в автоматизированных системах управления, разработки средств рекламного воздействия и тому подобное.

Первой стадией становления образа восприятия является различение размещения объекта в пространстве. На этой стадии, что передает особенности отображения объекта, например, на большом расстоянии или при непродолжительной экспозиции, образ по сути является образом чувства со всеми присущими ему свойствами - качественными, количественными и пространственно-временными. Наблюдатель может сказать, какой именно раздражитель (визуальный, слуховой или другой) влияет на его органы чувств, интенсивность его действия, где он находится и сколько времени воспринимается. Объект отображается как точка или розімкнеш кривая в трехмерном пространстве.

Первые характеристики образа восприятия появляются на второй стадии - стадии мельканий контура, что прослеживается при приближении наблюдателя к объекту или увеличении времени рассматривания последнего. На этой стадии объект кажется то кругом, то багатогранником, но уже четко отражается его замкнутый контур, отделяющий объект от его окружения. Это важный признак, поскольку то, что находится в пределах контура, отображается несколько иначе по сравнению с тем, что находится извне Например, установлено, что пороги различения изменения интенсивности раздражителя на предмете есть немного выше, чем на фоне На стадии мельканий контуру проступает целостность образа восприятия.

Дальнейшее улучшение условий наблюдения придает образу новые черты, в нем начинает раскрываться форма объекта. Это третья стадия становления образа - стадия отображения резких сдвигов кривизны. Здесь передаются наиболее характерные элементы формы, что свидетельствует о структурирования образа. Наблюдатель пытается назвать его, но недостаточный объем визуальной информации часто приводит к ошибкам. Так, быстро разглядывая картинку с изображением очков, исследуемые могут сказать, что видят велосипед, потому что они успевают зафиксировать лишь два больших круга.

На следующей, четвертой, стадии происходит глобально-адекватное отражение формы без четкого различения деталей. На этой стадии объект узнается, его образ приобретает черты предметности и осознанности.

Последняя, пятая, стадия становления образа восприятия - стадия достижения его полной адекватности объекта. Объект отображается не только со всеми деталями, но и с точным воспроизведением размера. Только на этой стадии образ приобретает всех своих свойств, он есть целостный, структурированный, предметный, константний, осознанный и вполне тождественный (конгруэнтны) объекту.

Полнота и адекватность восприятия даже при оптимальных его условий могут значительно изменяться. Они зависят от потребностей человека, его личного опыта взаимодействия с окружающей средой, установок, эмоционального состояния, задач, стоящих перед ней. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека носит название апперцепции. Влияние апперцепции на процесс восприятия проявляется в том, что те же предметы воспринимаются людьми по-разному, в зависимости от их состояния и задач, стоящих перед ними.

Ярким проявлением апперцепции есть так называемое профессиональное восприятие. Так, лингвист, знакомясь с человеком, может воспринять прежде всего особенности ее произношения, фотограф - фотогеничность, врач обратит внимание на признаки той или иной болезни. В зависимости от особенностей "профессионального восприятия" образ той самой человека приобретает определенных индивидуальных характеристик Если предметность, целостность, константність образа восприятия повышают его тождественность с объектом, что отражается в нем, то апперцепція-это проявление субъективности образа, его незеркальные относительно характера объекта.

Большую роль в процессе восприятия играют установки. Они представляют собой тенденцию так или иначе воспринимать определенное явление еще до встречи с ним. Так, если человеку показывать несколько раз два круга, из которых левое больше правое, а затем два круга одинакового диаметра, то она тоже воспримет их как круги разной величины. Установка состоит в процессе предыдущей деятельности личности. Возникнув, она подсознательно влияет на познавательные процессы, в частности на восприятие.

Установки могут действовать как предвзятость, предрассудки, скрывая от человека реальные факты. Например, учителя довольно часто воспринимают ребенка только через призму его учебной успешности, не замечая положительных черт в поведении и личности слабых учащихся и преувеличивая развитие этих качеств у отличников. Ошибочное восприятие учащихся приводит к трудностям в общении с ними, к ошибкам в выборе средств воспитательного воздействия.

в Целом приведенные данные о свойствах и закономерностях восприятия свидетельствуют, что по сравнению с ощущением этот психический процесс полнее и адекватнее отражает действительность, однако такая адекватность не является абсолютной. Она представляет собой лишь вариант совпадения образа восприятия и его объекта, пригодный для практического применения. В таком плане восприятия - это уже модель будущей деятельности. В свою очередь, сама практика становится критерием адекватности восприятия, совершенствует, направляет его.

Рис. 16. в

Подтверждением зависимости восприятия от опыта являются иллюзии восприятия, которые свидетельствуют о том, что образы могут совершенно не соответствовать реальной действительности: Например, данные восприятия фигур, изображенных на рис. 16, противоречат данным их объективного измерения.

Фрагмент А демонстрирует, что восприятие отрезков а и в неровными является иллюзией, потому что, взяв линейку, можно легко убедиться в их равенстве. На фрагменте Б отрезок а кажется длиннее, чем отрезок в хотя на самом деле они одинаковой длины. На фрагменте В переоцениваются вертикальные линии, несмотря на то, что объективно они равны широте крыс шляпу. На фрагменте Г изображена "иллюзия веера", которая заключается в том, что параллельные линии, расположенные ближе к центру, кажутся, выпуклыми, а расположенные дальше - вогнутыми. Подобных примеров можно привести множество.

Какие же факторы способствуют возникновению иллюзий? Значительное количество "ложных" образов связана с целостностью восприятия. Так, восприняты размеры отдельных линий на фрагменте А приведенного выше рисунка оказываются зависимыми от размеров тех фигур, в которые они входят. Верхняя фигура меньше, и поэтому меньше кажется отрезок а. Перспективное изображение линий на фрагменте Б, создавая фон, на котором воспринимаются отрезки а и в, ведет к переоценке линии а.

 
Статьи по теме:
Организация освоения новых видов изделий Организация освоения производства новых видов продукции
6.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров. Жизненный цикл товара (изделия) и место в нем научно-технической подготовки производства Одним из главных факторов успеха деятельности предприятия в условиях рынка является непрерывное обновление т
Статусы про счастливую любовь Статус о любви и о счастье безумной
Если вы переживаете удивительное чувство счастья и любви, поделитесь им со своими друзьями, разместив на странице любимой социальной сети красивые статусы. Таким статусом вы дадите надежду каждому, кто испытывает горькое разочарование в жизни: он поймет —
Обзор бизнес-модели: Тепличное хозяйство
Некоторые убеждены, что зимнее время года – это пора отдыха и аккумулирования сил, а другие используют этот период для того, чтобы заработать денег. Каким образом можно эффективно использовать холодную пору? Можно подумать о зимней теплице как варианте со
Чекопечатающие машины в деятельности ип Кто может ее применять
Начиная с 15.07.2016 года ИП, который работает по ЕНВД, может выдавать документ любого типа , подтверждающий оплату или прием денежных средств. До этого предприниматель обязан был предоставлять в качестве подтверждающего акта бланк строгой отчетности (БСО